Роль Великого переселения народов в становлении евразийской цивилизации (по материалам работ Мурада Аджи)

Так назывался доклад, сделанный на IV Казанском международном конгрессе евразийской интеграции. Конгресс проходил под патронажем Раиса Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан при активном участии Государственной Думы ФС Российской Федерации и Госсовета Республики Татарстан и был включен в План проведения в Республике Татарстан 10-летия науки и технологий.

Зал конгресса

30 июня состоялось заседание секции «Идеология научно-образовательных и воспитательных основ в обеспечении интеллектуальной и коммуникативной безопасности в государствах ЕАЭС и СНГ». Среди выступлений, прозвучавших на заседании, был доклад М. А. Курячей «Роль Великого переселения народов в становлении евразийской цивилизации (по материалам работ Мурада Аджи)».

Публикуем текст выступления

Роль Великого переселения народов в становлении евразийской цивилизации (по материалам работ Мурада Аджи)

Нынешние вызовы времени породили новую волну интереса к идеям евразийцев, вошедшим в научный обиход еще в 20-е годы прошлого века. Однако сегодня, говоря о евразийской интеграции, авторы вкладывают в понятие “Евразия” свои представления, подчеркивая, что они выходят за рамки, очерченные в “построениях старых советских и российских евразийцев”.

В этой связи особый интерес представляют исследования, позволяющие по-новому определить не только место России, но и самой Европы в мировой истории. К числу таких работ относятся труды Мурада Аджи, в которых евразийская цивилизация рассматривается в иных исторических и географических координатах. В какой-то мере представление о них дает название одной из книг этого автора — «Азиатская Европа».

Географ Мурад Эскендерович Аджиев (псевдоним — Мурад Аджи) получил известность как исследователь тюркского мира и писатель. Главным результатом своей научной деятельности он считал концепцию Великого переселения народов, зародившегося на Алтае более 2000 лет назад.

Согласно этой концепции, массовые миграции, известные под названием Великого переселения народов и традиционно связываемые с Европой, берут свое начало в Азии. Их истоком еще до новой эры стал Алтай, родина тюрков. Это было планомерное заселение необжитых евразийских территорий от Байкала до Атлантики, которое характеризовалось появлением новых очагов цивилизации. Возникшие центры, в свою очередь, служили опорными базами для дальнейшей экспансии тюрков, вовлекавшей в этот грандиозный процесс разные племена и народы.

Процесс продолжался не одно столетие и осуществлялся благодаря мощной экономической базе, сложившейся на Древнем Алтае еще до новой эры. А потому 375 год, который принято считать началом Великого переселения народов в Европе, по сути, знаменует начало завершающей фазы движения, зародившегося на Алтае.

Говоря о хозяйственной деятельности и образе жизни тюрков, исследователь подчеркивает, что они не были кочевниками, а были людьми высокой культуры, создателями городского образа жизни в степи. Их экономика стояла на “железном” фундаменте в прямом и переносном смысле этого слова. Так, например, если во всем мире (несмотря на наступление железного века) железо оставалось драгоценным металлом, то на Алтае его получали в изобилии. Более того, уже до новой эры там умели выплавлять чугун. Европа же научилась этому искусству лишь в позднем средневековье.

Именно экономический рост и повлёк за собой изменения в численности населения, именуемые в науке демографическим взрывом. Демографический взрыв на Алтае в 1-м тысячелетии до н. э. привел к поиску других территорий для жизни, выходу в степь, ее освоению. Этот процесс сопровождался созданием дорог, каналов, переправ, строительством застав, селений, городов и всего того, что сегодня называют инфраструктурой, или — вспомогательным хозяйством.

К V веку, расселившись от Алтая до западных пределов Евразии, тюрки надежно утвердились в Европе, ставшей им новой родиной. Верховная власть в стране принадлежала царям. Веротерпимость как принцип власти отличала правление тюркских царей, была важнейшей чертой тюркского общества.

Анализируя духовную культуру тюрков, ученый отмечает, что её отличал монотеизм. Они верили в Бога Небесного, Создателя мира сего, Тенгри. (Говоря об религиозных представлениях тюрков, современная наука употребляет термин тенгрианство.) Символом этой веры служил равносторонний крест. Он обозначал лучи Божественной благодати, исходящей из Еди­ного центра на четыре стороны света.

Религиозная традиция тюрков сложилась на Алтае примерно за пять столетий до новой эры, а на­чало ее теряется в веках. Благодаря Великому переселению народов вера в Бога Небесного распространилась по евразийскому континенту, достигнув также Северной Африки. Одновременно с этим шло становление тюрков как народа. Возник союз народов, внешне не похожих друг на друга, но связанных верой и говоривших на одном языке.

Сам термин тюрки, согласно концепции исследователя, носил религиозный характер: он подчеркивал духовную общность людей разного антропологического типа, которые и слагали тюркский мир. А гунны, под именем которых тюрки вошли в историю раннего средневековья, лишь одно из многочисленных названий тюрков, чьей исторической родиной был Алтай.

Создав огромное государство со строгими законами и твердыми нормами жизни, к V веку они стали хозяевами Европы и не ушли с исторической сцены. Распад их державы стал началом истории раннего Средневековья: целый ряд стран и государств Евразии возник на месте тюркских владений.

Так благодаря Великому переселению народов тюркская культура превратилась в достояние человечества, оказав заметное влияние на становление мировых религий и учений, в том числе христианства и ислама. Обогатив Восток и Запад уникальными достижениями в духовной и материальной сфере, она стала фундаментом, на котором выстраивалась новая история Евразии.

Ярким примером тому служит прошлое Австрии, Азербайджана, Армении, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Туркменистана, Украины и многих других современных государств. Великое переселение народов, зародившееся на Алтае более 2000 лет назад, оставило яркий след в их истории.

И, конечно, совершенно особое место в этом ряду занимает Россия. Согласно концепции Аджиева, российская история начинается не с IX века и не с Киевской Руси, а много раньше, и не в Европе лежат ее истоки. Такой подход раздвигает горизонты истории России в прямом и переносном смысле, потому что начинает её с Древнего Алтая.

Как доказывает исследователь, предшественницей России была страна Дешт-и-Кипчак (Великая, или Половецкая степь), включавшая в себя территории, во многом совпадавшие с границами позднейшей Российской империи. Здесь жили тюрки — предки нынешних башкир, казахов, киргизов, кумыков, ногайцев, татар, украинцев и других народов, в том числе и части сегодняшних русских. Возникнув на землях, освоенных тюрками в ходе Великого переселения, Великая Степь дала начало Киевской Руси и другим странам Средневековья. И потому Россия в концепции исследователя предстает не как обособленное пространство, противопоставляющее себя романо-германскому миру, а как связующее звено между Востоком и Западом.

Подводя итог, можно сказать, что концепция Аджиева позволяет перевести проблему отношений европейских и азиатских стран на принципиально иной философско-мировоззренческий уровень и служит мощным стимулом для развития новых направлений исследований в рамках евразийской тематики.