Письмо из Казахстана

Уважаемый Мурад Эскендервич!

Я столкнулся с конфликтом веры, который происходит в Казахстане. Из поколения в поколение, от дедов к внукам передаются традиции, благодаря которым живет память о народе. Это уникально: уважение духов предков, ношение тумара, паломничество к святым местам, празднование Наурыза, тои, скачки (особенно игра “Кыз куу”, где после того, как джигит не догонит девушку, она начинает хлестать его), свадьбы, дни рождения, похороны. Всегда мы говорили: “Ата бабалардын аруагы кабыл болсын, Хан-Танири адамга аманшылык берсин, Ауминь”.

После получения независимости, в стране открылось много медресе и мечетей. И произошел удивительный эффект. Новые имамы, которые обучались в арабских странах, запрещают носить тумары, поклонятся духам предков, отрицательно относятся к национальным играм, меняют традиции. Теперь казахи начинают хоронить не так, как раньше, не так, как раньше, женятся. Я говорил с аксакалами, и они не могут понять, почему такое происходит. Аксакалы очень расстроены, все, что они передали молодому поколению, оказывается, неправильно.

Молодые люди, становясь мусульманами, уже не помнят своих дедов, не носят тумары с полынью, осуждают старые традиции казахов… Это противоречие было незаметным сначала, но теперь выливается в серьезные споры. Кто-то приносит на работу семь лепешек и раздает сотрудникам, отдавая дань уважения предкам, а кто-то не ест эти лепешки, считая нарушением законов Ислама.

С уважением,
Куаныш Егимбаев.

Алматы, Казахстан. Июнь 2006.