Письмо о казахских орнаментах

Здравствуйте, Мурад-ага!

С большим интересом прочитал ваши книги. Поражен, насколько полно ваше исследование истории отражается в казахских орнаментах.

Сам я по профессии — художник, в течение восьми лет собирал старинные орнаменты казахов и “отрисовывал” их в разных вариантах. Орнамент — один из древнейших элементов человеческой культуры. То, что для современного человека видится некой шифрограммой, раньше было понятным и для тех, кто создавал орнаментированные предметы, и для тех, кто ими ежедневно пользовался.

И, разумеется, орнамент был не просто декоративным украшением, а в первую очередь оберегом. Например, орнаментальный узор на одежде не только создавал праздничное настроение, но мог также отразить завистливый взгляд и даже отвести стрелу.

Известно, что орнамент как один из видов народного творчества отражает фундаментальные концепции национального мировоззрения. И, конечно, тенгрианская религия, ее основные символы представлены в нашем орнаменте очень широко. Многие его мотивы — это своеобразная иллюстрация к философии тенгрианства. К такому выводу я пришел в процессе исследования собранных старинных орнаментов.

Итогом моей работы стало издание в 2015 году альбома «Казахский орнамент как пиктограммы тенгрианской культуры и комбинаторика его модулей в современном дизайне». По сути, казахский орнамент представляет собой своеобразную пиктограмму тенгрианских символов, построенную на основе квадрата, равностороннего креста и спирали жизни

Здесь привожу несколько иллюстраций из своего альбома. Надеюсь, они будут интересны и вашим читателям.

Равносторонний крест — символ тенгрианства составляет основу орнамента знаменитых казахских тускизов (орнаментированных вышитых настенных ковров).

Образы зверей и птиц, зашифрованные в казахском орнаменте в виде “Древа жизни”, прототипом которого послужила ель. (Точки как глаза выставлены мною для лучшего выявления зашифрованных образов.)

Орнамент чапана (кафтана) представляет собой своеобразную шифрограмму. Прорисовка выявляет многообразие символов, которые легко “прочитывались” нашими предками.

С уважением,
Ерлан Кожабаев,
член Союза художников Республики Казахстан,
член Союза дизайнеров Республики Казахстан.
Май, 2016

Ответ Мурада Аджи

Дорогой Ерлан!

Поздравляю вас с выходом оригинальной книги. Сохранение культурного наследия народа — благородная задача. Но для меня ваш труд интересен еще и тем, что весьма наглядно подтверждает концепцию Великого переселения народов, разработкой которой я занимаюсь много лет.

Орнаменты, которые заботливо пронес по жизни народ Казахстана, столь же бережно хранят все тюрки — потомки тех великих людей, кто, покинув Древний Алтай, заселил Великую Степь. Вот почему так похожи орнаменты, украшающие находки из курганов Древнего Алтая, на те, что встречаются ныне у азербайджанцев, башкир, болгар, казахов, кумыков, ногайцев, татар, узбеков, украинцев и десятков других народов. Исток культуры у них один, и вера в Бога Небесного (Вечное Синее Небо) Тенгри была одна, о чем и напоминает нам сегодня народное творчество.

С уважением,
Мурад Аджи.