«…СДЕЛАЛ ТО, ЧТО ЕЩЕ ВЧЕРА СЧИТАЛОСЬ СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО…»

Опытные книговеды утверждают, что громкий успех приходит к книгам, вызывающим противоположные мнения, проще говоря, когда половина читателей восторгается автором, а остальные яростно ругают его. Это наблюдение вспомнилось при чтении новой книги Мурада Аджи «Без Вечного Синего Неба». Как и предыдущие его работы, она не оставляет равнодушным. У тех, кто не знаком с творчеством автора, даже прописные буквы заголовка вызовут вопросы: простые в отдельности слова, рождают тайну, глубина которой откроется не сразу.

Есть люди, которые видят дальше и яснее других, им открываются горизонты неведомого. Награды и звания обычно обходят этих избранников Судьбы стороной, но их влияние на жизнь общества огромно и со временем проявляется все ярче. Пожалуй, к числу таких людей относится Мурад Аджи, самобытный исследователь Евразии.

20 лет ведет он исследование, о котором талантливо рассказывает в своих книгах, посвященных предшественнице Руси — степной державе Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецкому полю). “Половецкое” прошлое России — тема абсолютно не изученная, для многих она ассоциируется с именем Л. Н. Гумилева, но М. Аджи выбрал свою нехоженую тропу, которая вывела его на пути Великого переселения народов. Географ по образованию и по духу, половец по крови, он прошел путь предков и… раздвинул диапазон отечественной истории на тысячу лет.

История России началась не в IX веке, не с призыва славян: «Приходите княжить нами», доказывает исследователь. У России было великое прошлое, о котором мы просто забыли. Как и почему это произошло, рассказывают его книги.

Давно замечено, великим идеям (по-настоящему великим!) свойственна простота, суть концепции исследователя очень проста. Задолго до новой эры на Древнем Алтае, богатом рудой и другими ресурсами, возникла уникальная цивилизация. Началась она с изобретения способа плавки железной руды: полученный металл превосходил своими качествами известное в ту пору кричное железо. Это открытие изменило материальную жизнь общества. Тогда же алтайцы познали образ Бога Небесного, который посылает на Землю железо — метеориты.

Высокий уровень жизни привел к демографическому взрыву — на Алтае росло население и ему становилось “тесно” в горных долинах, люди стали переселяться на новые земли. С тех пор алтайская культура медленно растекалась по Евразии. Непоколебимая вера в Бога Небесного, в его покровительство, вела с тех пор людей по жизни. Началось Великое переселение народов, материальные следы которого сохранились в Индии, на Среднем и Ближнем Востоке, даже в Северной Африке. К IV веку живая волна достигла Европы.

Созданная выходцами с Алтая страна Дешт-и-Кипчак простиралась от Байкала до Атлантики, ей платили дань Византия и Рим… Если говорить строго, и Киевская Русь — одна из страниц той истории, далеко не первая. Не в Киеве, а на Алтае начиналась Россия, убедительно доказывает исследователь…

Первую работу на эту тему он написал в разгар перестройки, когда отменили цензуру. Однако ему, успешному ученому, специалисту по Сибири, недвусмысленно дали понять, что такие статьи нежелательны. Упрямец не послушался… За 20 лет он написал девять (!) книг, выбранный путь определил судьбу человека. Судьбу противоречивую в своих проявлениях, будто выпала она разным людям.

Единственную в своей жизни награду автор выдал себе сам — взял родовую фамилию Аджи. Случилось это после выхода первой книги, рассказывающей о половецких предках: за нее автора уволили с работы. «Я был волен, как ветер, взял псевдоним, точнее, вернул нашу родовую фамилию — Аджи, которую носили дед и прадед. Я считал, что теперь имею право носить ее», — пишет он в новой книге об этом эпизоде своей жизни.

Если говорить о социальном статусе Мурада Аджи (именно Аджи, не Аджиева), то выглядит он непонятно. Автор, по сути, никто, даже не член Союза писателей России, что, впрочем, и позволило ему сохранить независимость. За первую книгу («Мы — из рода половецкого!») его уволили с работы, за вторую с дружной бранью обрушились СМИ, после третьей книги он, и так редкий гость на ТВ, исчез с экранов, а заодно со страниц газет и журналов. («Литературная Россия» — единственная, кто нарушил запрет.) У него нет ни премий, ни званий, ни наград, нет даже положительных рецензий в прессе. Кто-то старается сделать вид, что такого человека вообще нет.

И вместе с тем автора принимали президенты республик и руководители крупных регионов России, депутаты Госдумы. Его публичные выступления с успехом проходили в разных научных аудиториях, книги автора — в библиотеках престижных учебных заведений, включая Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Труды Аджи (Adzhiev M. Е.) есть в Библиотеке Конгресса США, Британской библиотеке, Токийской Тойо Бунко и других, они присутствуют в библиотеках ведущих университетов мира: от Токийского до Университетского колледжа Лондона (UCL)… Тут уже не до случайностей.

Если судить по “гамбургскому счету”, не все ученые, позиционируемые в России как выдающиеся, имеют такой результат. Библиотечные каталоги бесстрастно показывают истинный рейтинг исследователя, давая свою оценку его работам.

Но еще красноречивее непроницаемое молчание, которым окружены книги Мурада Аджи. Истоки безмолвия, конечно, и в человеческой зависти, и в крахе старой парадигмы, сохраняемой с советских времен: высказать новое слово в науке по-прежнему разрешено только “генералам”, утвержденным властью. Но, думается, причина немоты намного глубже. Информационная война, развернутая в Интернете и СМИ против исследователя, свидетельствует, что негласных хозяев нашей страны пугают идеи Мурада Аджи. Отсюда такое обилие заочных дискуссий и ни одного открытого диалога с ученым, что бросается в глаза.

Чем опасны его книги? Рассуждать можно долго. Разумеется, причина не в научных разногласиях с автором, как утверждают защитники “официальной” истории. Об истинных мотивах неприятия говорит настойчивое желание оппонентов перевести заочные обсуждения в политическую плоскость. А когда речь заходит о политике, не стесняются, здесь все средства хороши. Идеология — серьезное оружие.

Исследования М. Аджи доказывают это. В своих книгах он рассказал о том, как менялся мир Евразии под воздействием культуры Древнего Алтая. Ведь изменилась не только материальная, но и духовная жизнь общества! Расселяясь по континенту, выходцы с Алтая несли миру веру в Бога Небесного (Вечное Синее Небо — Тенгри). Пришельцев называли по-разному, но объединяло их общее имя — тюрки, т. е. “те, чья душа наполнена Небом”. Часть сегодняшних русских является их потомками.

“Тюрки” — это не этнический, а религиозный термин, утверждает Аджи. Название духовно объединяло людей разного антропологического типа, что, кстати, подтверждают и курганные находки. А вера, которую несли тюрки, стала истоком многих религий, в том числе христианства и мусульманства. Вывод очень важный.

В тюркском мире, в том числе и на Руси, никогда не спрашивали, какой ты веры. Веришь в Бога, значит, свой, — считает автор. «Поэтому и не было на Руси межнациональных проблем», — отметил он еще в 1998 году. “С Богом!” — шли предки на ратный бой. “Ради Бога!” — они жили… Они были боговерцами, крестианами. Именно “крестианами”, то есть почитающими равносторонний крест». В Средневековье в борьбе за власть политики Запада стали использовать религию в своих целях, и тогда на земли Дешт-и-Кипчака пришла трагедия — религиозные войны. Это и есть начало краха тюркской культуры…

Напомню, в восточной поэзии средних веков тюрки были символом “белизны, красоты, изящества, благородства”. Рыцарями духа. И этих-то чистых людей заставляли забыть старую веру, превратив слово “тюрки” в синоним дикости… Смута не сама собой случилась на Руси. Не был случайностью и церковный раскол 1666 года, он довершил начатое, разделив людей на своих и чужих, на поганых и православных, на правоверных и неверных. Так живет с тех пор Россия, в вечной вражде, в непримиримости, без Вечного Синего Неба.

Западу всегда мешал сильный восточный сосед. Осознав себя наследником Дешт-и-Кипчака, может возродиться не только Россия, поставленная на колени, но и государства, которые располагались на территории Великой Степи. Союзники по духу способны обрести неслыханную силу, в сущности, книги Мурада Аджи и просвещают потомков тех, кто когда-то заселял Великую Степь. Вот почему Западу так важно не допустить распространения выводов ученого.

По сути, перед нами национальная идея России, на поиски которой тратятся немалые средства, а она уже разработана исследователем. «Итог, к которому подводит книга, – пишет в предисловии редактор, – обескураживает своей неслыханною простотой: мы были единым народом единой страны». Идея, обоснованная до деталей и высказанная прекрасным литературным языком, дарит надежду. Вот почему в информационной войне, развернувшейся против М. Аджи, так настойчиво мелькает слово “пантюркист”. В советское время обвинение работало безотказно.

Но мало кто знает, пантюркизм не тюркское изобретение, его идеи разработаны в XIX веке в Великобритании, которую пугала активность российской политики на Востоке, внедрял пантюркизм английский разведчик Вамбери. «Борьбой с пантюркизмом жила царская Россия, жил и СССР, где уничтожали поколения ученых-востоковедов, как косой, косили научные школы, называя лучших людей науки «английскими шпионами».

Вот что такое ярлык “пантюркизма” в России, он до сих пор определяет отношение к тебе общества», — пишет автор…

Но наших читателей не обманешь, они чувствуют правду. Писатель непостижимым образом заставляет вспомнить то, что живет в нашей генетической памяти, в нашем подсознании, что приходит от дедушек-бабушек. Благодаря его книгам мы и вспоминаем, что объединяло нас и что старательно заставляют забыть.

А забытой оказалось жизнь целого народа, «нашего народа!» — доказывает ученый. Та связь событий, давних и сегодняшних, делает его книги уникальными. Аннотация к новой работе «Без Вечного Синего Неба» лаконична: «Мурад Аджи сделал то, что еще вчера считалось сделать невозможно». И это действительно так. Созидательный посыл его творчества ощущают русские и якуты, украинцы и азербайджанцы, башкиры и казахи, узбеки и татары, туркмены и венгры, люди разных национальностей — все они потомки тех, кто много веков назад создавал великую страну Дешт-и-Кипчак и жил с убеждением “Веришь в Бога, значит, свой!” Они пишут письма исследователю на сайт, обсуждают то, что сохранили семейные предания и народная память.

Читательские письма, отрывки из которых приведены в новой книге, придают ей неповторимый оттенок. О таких откликах лишь мечтают. И все же, несмотря на огромное число почитателей его дара, рискну утверждать, работы этого мыслителя еще не прочитаны. Виной тому его писательский талант. Книги автора захватывающе интересны, их “глотают”, даже не осознав, какая глубокая работа мысли скрыта за внешней легкостью и красотой письма.

«Без Вечного Синего Неба» не исключение. Оторваться от чтения невозможно. Но “проглотив” несколько страниц, понимаешь, надо остановиться, вернуться к началу, осмыслив все заново. К этому призывает и “конструкция” книги, выстроенная как бы в трех измерениях: интервью, художественный очерк и научные комментарии. Причем, каждое «измерение» имеет самостоятельную ценность. По-моему, таких книг никто не писал.

Интервью в лучших традициях исторической публицистики помогают увидеть связь между далеким прошлым и нынешней жизнью. Например, крещение Киевской Руси в свете сегодняшних событий обретает особую актуальность. А личность Александра Невского? А Куликовская битва? Нельзя воспитать любовь к Родине на фальшивых ценностях, убеждает Аджи. И ему веришь.

За каждым интервью следует исторический очерк. Особо выделю “кавказскую” тему. Как зародилась идея войны на Кавказе? Исследователь отвечает на это четко, доказывая, что без понимания прошлого нельзя решить современные проблемы… Вообще, темы, которые исследует автор, под его пером обретают необычное звучание. Об этом хорошо сказано в предисловии:

Отчего в XVI веке Московскую Русь вдруг назвали Россией, и откуда пришел титул “царь” на московский двор? Как Чингисхан убил свою еще не рожденную Орду? Когда Россия начала войну на Кавказе и чем был для Руси средневековый Кавказ? Как тюрки забывали Вечное Синее Небо, или как они потеряли себя? Кем придуман “пантюркизм”?

На эти неожиданные вопросы у автора свои, неожиданные ответы.

Можно читать отдельно не только очерки, но и комментарии к ним (со ссылками на источник и страницы), и будет интересно. Даже перечисление литературных источников, на 17 страницах убористым шрифтом, заставляет задуматься глубоко и надолго… Люди науки, как правило, знакомство с книгой начинают со списка литературы. Думаю, человеку мыслящему этот список поведает многое, в нем есть место «Древнескандинавским географическим сочинениям» и «Индии в древности», «Мусульманскому Ренессансу» и «Христианству в Кавказской Албании», «Археологии Западной Европы» и «Культуре населения Центрального Алтая в скифское время». «Этногенез славянских народов по данным антропологии», «Происхождение и география культурных растений», «Римские императоры», «Мир металла», «Родословное древо тюрков», «Руническое искусство», «Разыскания по армянской архитектуре» — сотни источников на очень далекие друг от друга темы, огромный материал, — все осмыслено и выстроено в единую картину мира.

Этот мир, прекрасный и яркий, не знаком современному человеку, но в книге «Без Вечного Синего Неба» он предстает в своем величии. Кем были люди, создавшие его? Концепция Великого переселения народов, предложенная ученым, дает ответ на многие вопросы.

Не случайно М. Э. Аджиев защитил диссертацию по моделированию и оптимизации процессов освоения территорий. По своей сути переселение народов и есть освоение новых земель, с той лишь разницей, что происходило оно десятки веков назад. Кстати, в новой книге автор предлагает метод моделирования как инструмент познания истории. Идея любопытная. Но смогут ли воспользоваться ею историки? Ведь без серьезного знания экономики и математики здесь не обойтись.

Надо сказать, серия «Историческая библиотека», в которой издательство «АСТ» выпускает работы писателя, очень условно очерчивает их тему. М. Аджи не устает подчеркивать, он — не историк: его исследования выходят за рамки этой науки. Автору, человеку энциклопедических знаний, тесно в ее рамках, его взгляд на мир шире и глубже. Это осознаешь, прочитав «Полынный мой путь» — вторую часть книги. В ней — публикации разных лет, которые исследователь считает вехами на своем творческом пути.

Меня покорил его рассказ о тяжелой воде. Здесь и наблюдательность, и пытливость, и безупречная методология научного поиска — все то, без чего невозможны открытия в науке, будь то физика или история. Тот же комплексный подход использован при исследовании далекого прошлого России, вот почему столь убедительна его концепция Великого переселения народов. Обсуждать ее в рамках старой парадигмы бессмысленно, что и демонстрирует сегодня историческое сообщество.

Здесь напрашивается параллель с творчеством средневековых восточных поэтов. Не случайно Мураду Аджи так дорог великий Низами, которого он цитирует в своих книгах и о котором так точно сказал выдающийся востоковед Е. Э. Бертельс: «В его словах — целый клад премудрости, но этот клад охраняет талисман слов, который расколдовать дано не каждому»… Удастся ли “расколдовать” книги Аджи нашим современникам?

Автор действительно сделал то, что еще вчера считалось сделать невозможно, он рассказал о забытой нами России. Теперь выбор зависит от нас самих. Можно по-прежнему жить в ненависти и вражде, умело посеянной в обществе. А можно вспомнить о величии предков, о той культуре, которая собрала когда-то сообщество людей, чьи души были наполнены Небом.

Москва. Ноябрь 2010