Мурад Аджи: «В Якутии тюркская культура сохранилась лучше»

София Булчукей

Этот человек — живая легенда тюркского мира. За его книгами буквально охотятся. Ему предлагают сотрудничество многие сильные мира сего, но он каждый раз отказывается, потому что свобода дороже. За свою тюркскую национальность (кумык) он не был принят в престижное учебное заведение, его выгоняли с работы, не давали защитить диссертацию, он был в плену у чеченцев и после всего этого он говорит: «Спасибо, жизнь, за уроки. Я не понимал, сопротивлялся, а Небо хотело, чтоб я стал другим».

Это — Мурад Аджи, известный тюрколог, автор нашумевших книг «Полынь Половецкого поля», «Европа. Тюрки. Великая Степь», «Дыхание Армагеддона» и других. В середине марта по приглашению Верхневилюйской гимназии он на несколько дней приехал в Якутию.

Мурад Эскендерович попросил принимающую встречу включить в обязательную программу посещение музеев, а также организовать встречу с Айыы (Белым) шаманом, профессором, пропагандистом традиционной религии народа саха Аар Айыы итэгэлэ Владимиром Алексеевичем Кондаковым.

В первый же день визита в сопровождении министра культуры и духовности Якутии Андрея Борисова гость ознакомился с экспозицией музеев. Вечером в Саха-театре состоялась встреча с широким кругом читателей. Затем Аджи выехал на машине в Верхневилюйск, где пробыл три дня. Вернувшись в Якутск, он встретился с Кондаковым, провел встречу с общественностью в Национальной библиотеке им. Пушкина и учениками Республиканского колледжа.

Хотя визит Мурада Аджи не афишировался, весть о встрече облетела город, и в Саха-театр пришло достаточно много народу. Чувствовалось, что аудитория не совсем подготовлена, поскольку задавались вопросы, на которые Аджи уже давал подробные ответы в своих работах. Зато в Верхневилюйске его ждали с нетерпением, дети буквально ходили за ним по пятам. С Владимиром Кондаковым гость говорил, в основном, о тенгрианстве — религии Великой Степи и живо интересовался сведениями, которые сохранились у живых носителей. На встрече присутствовали композитор Владимир Ксенофонтов, артист ГТОиБ Владимир Павлов и руководитель фонда «Евразия» Лена Гоголева.

О Верхневилюйске Мурад Эскендерович сказал кратко: «Там живут кумыки». «Вы похожи на кумыка,» — сказал он и Владимиру Кондакову. О музейных экспозициях он заметил: «Все родное, знакомое, в Якутии лучше, чем в других местах сохранилась тюркская культура, поскольку якуты жили изолированно. Вот Дагестан стоит на перекрестке всех дорог, там было столько завоевателей, немудрено, что осело многое из постороннего влияния».

Практически на всех встречах Аджи спрашивали, как тюрки могут быть единым народом, если имеются совершенно разные антропологические типы: европеоиды и монголоиды. На это Мурад Эскендорович ответил, что тюрки — это не столько этнос, сколько духовное единство, одна история, единая культура. «Мы не должны искать то, что нас разъединяет, за нас это уже сделали другие. Нам надо понять, что нас многое объединяет», — убежден автор. Он говорил о трагической судьбе тюркского народа, который оказался рассеянным по свету. По его примерным подсчетам, в мире живет более миллиарда тюрков, а население России на 80% состоит из тюрков. Правда, многие об этом забыли…

«Заметьте, в любом российском городе старинные кладбища называют татарскими. Русские кладбища появились лишь в ХVIII веке. Куда же делись те тюрки и откуда массово появились русские?» — вопрошает он. И сам же отвечает, что именно с ХVIII века начался отказ от тюркских корней, забвение тюркской истории.

Автор книг рассказал об одном случае: «Приезжаю из командировки, а жена говорит, что раз 25 звонили из Украины. И тут опять звонок. Поднимаю трубку, а на том конце заявляют: «Я вас ненавижу!». Звонит филолог, прочитавший мои книги. Сначала он не поверил, что украинцы — те же тюрки. Но любопытство ученого взяло верх. Поднял произведения Тараса Шевченко в оригинале, провел лингвистический анализ и выяснил, что 60% слов в его произведениях — тюркские!». Тот человек имел в виду, что у него полностью меняется мировоззрение, приходится пересматривать многие вещи, которым обучался десятилетиями, эта кардинальная ломка доставляет ему боль… Он, конечно, поблагодарил автора за истину, которую нашел в его книгах.

Еще один пример. Немецкий профессор прочел книгу «Полынь Половецкого поля». Долго молчал. А потом изрек: «Давным-давно дедушка говорил, что мы, баварцы — тюрки. Но об этом нельзя никому говорить, потому что это опасно».

Мурад Аджи многим неудобен, потому что он срывает повязки, называет вещи своими именами и камня на камне не оставляет от российской “лакированной истории”: «Еретики в Европе, с которыми боролась церковь — это тюрки, которые защищали свою культуру, отказались признать чужих богов. Ради этого они шли на костер, – говорит он с болью в голосе, – я физически не могу все прочитать, написать обо всем, моя задача — пробудить интерес, чтобы тюрки во всем мире сами задались вопросами, стали искать источники, познавать собственную историю».

Работая с источниками, Мурад Аджи опирается лишь на те, которые признаны в научном мире. Это, прежде всего, зарубежные авторы и хроники целого ряда народов. Он принципиально не цитирует российских авторов, потому что они «вымарали историю на потребу политикам». И вынужден признать, «кстати, это тоже были тюрки, которые предали свой народ». «Я пишу только правду, какой бы горькой она ни была. Завоевания великих тюрков — Атиллы и Чингисхана были священные войны по распространению своей религии — небесного бога Тенгри. Эту войну мы проиграли Западу, и надо это признавать», — говорит Аджи.

Когда ЮНЕСКО задалось целью назвать человека тысячелетия по целому ряду параметров, выяснилось, что таковыми могут быть лишь те же Атилла и Чингисхан. Никто не внес в мировую историю, цивилизацию столько, сколько сделали они.

Кстати, именно Мурад Аджи впервые показал Чингисхана взглядом восточного человека. До этого великого хана многие воспринимали только как кровожадного завоевателя. «Да, Атилла и Чингисхан — это конкретные люди, исторические личности. Но они были носителями тюркской культуры, это ее плоды. Таким образом, два великих тюрка удостоились звания «Человека тысячелетия». Царь тюрков Атилла — стал человеком 1 тысячелетия н.э., Чингисхан — второго. Разве это не показатель величия тюркской культуры?» — ставит вопросы историк.

Не секрет, что монголоведы оспаривают тюркскую принадлежность Чингисхана и даже Атиллы. Они считают их порождением собственной культуры. На это Аджи Мурат отвечает: «Об Атилле никакие споры не уместны вообще. Кто такие монголы? Этот термин появился на исторической арене лишь в ХIII в. Во времена Атиллы о монголах никто и не слышал. В летописях прямо сказано, что Атилла — это тюрк. А Чингисхан волевым решением присвоил многим тюркским племенам этноним монгол, это стало имперским клише. Монголоведы часто ссылаются на Хара-Давана или на «Сокровенное сказание монголов», написанное уже после смерти Чингисхана. Это очень уязвимый трактат.

В принципе, Чингисхана и китайцы считают своим, и японцы. Но просто провозгласить недостаточно. Надо обосновать. Ученые этих народов до сих пор этого не сделали. А если широкие круги населения продолжают считать Чингисхана монголом, что ж… Природа не терпит пустоты. Если мы, тюрки, добровольно отдаем своих героев другим народам, они их действительно делают своими».

Собравшиеся спросили мнение Мурада Эскендеровича о грядущей дате, которую принято называть 375-летием вхождения Якутии в состав Российского государства. «Не провоцируйте меня в очередной раз сказать правду,» — отшутился он. Но потом добавил: «Империи другим путем и не создаются, как путем подавления одной культуры другой, поглощения одной территории — другой. Но в вашем случае все не так просто. Кто такие Рюриковичи, Романовы? Это тюрки. Кто были те казаки, которые в качестве землепроходцев прошли всю Сибирь, присоединяя короне новые земли? Опять-таки тюрки. Ведь Бекетов — это тюркская фамилия.

И на Кавказе похожая история. Генерал Ермолов — по национальности кумык. Все три его жены – кумычки. Он воевал на Кавказе против собственного народа, недопонимая политику царской России. А умер он несчастным человеком, разочарованным политикой Российского государства на Кавказе…».

Мурад Аджи отметил, что в материальной культуре народа Саха лучше, чем в других регионах сохранилась ее тюркская составляющая за счет того, что скотоводы Лены жили довольно изолированно и смогли избежать постороннего влияния. На встречах звучали и такие вопросы, мол, расскажите нам подробности этногенеза народа Саха, а то у нас много разных версий. Мурад Эскендерович заметил, что это прерогатива якутских ученых. В одной из своих книг Аджи написал: «На севере одинокой звездой сияла Саха — самая восточная страна тюрков, самая самобытная».

Горячие почитатели торопят события, спрашивая автора: «Да, мы тюрки. Нас много, мы это осознали. А что же дальше? Когда будет создан Четвертый Тюркский Каганат или Вы считаете, что подойдет и Конфедерация?». Историк считает, что это не его прерогатива. Он видит свою задачу в том, чтобы пробудить самосознание тюрков.

Был вопрос и о необходимости литературного тюркского языка — языка межнационального общения. Выяснилось, что Аджи только «за». Он несколько лет назад говорил об этом с министром культуры Азербайджана Паладом Бюль-Бюль оглы, представленном в ТЮРКСОЙ. Но воз и ныне там. В 1990-х годах правительство Турции выходило с предложением к руководству стран СНГ разработать литературный тюркский язык на основе турецкого. Но к согласию так и не пришли, поскольку правители многих стран убеждены в значимости лишь собственного этноса — осколка некогда великого народа. Так, в Казани есть группа деятелей, которые считают, что тюрки распространились по земле именно с их территории. В Казахстане убеждены, что именно они — пуп тюркской культуры. В Узбекистане и Туркменистане книги Мурада Аджи вообще запрещены, там царит собственный взгляд на тюркскую историю.

Зато Мурада Аджи читают на немецком, английском и других языках. На вопрос о размерах совокупного тиража своих книг Мурад Эскендерович не смог ответить. Слишком много пиратских изданий, но он считает, что нерадивые коммерсанты делают благое дело, распространяя знания, и не преследует их. «Когда я ехал в Якутию, волновался, знают ли меня там, читают ли? Приятно увидеть одухотворенные лица друзей. Признаюсь, если бы приглашение было от официальных структур, вряд ли бы я приехал. От политиков я стараюсь держаться подальше. Я — волк-одиночка, которому свобода дороже материальной обеспеченности. Но детям я не мог отказать. Наверно, я должен был приехать в Якутию».

Во время встречи в Саха-театре Мурада Эскендеровича спросили, верующий ли он, если да, то какую религию исповедует. Он отказался ответить, сказав, что это слишком личное. Но в его книгах, где он отвечает на вопросы читателей и дает скупые сведения о себе, встречаются выражения «благодаря Небу», «с помощью Неба», «Небо направило меня». Вряд ли будет ошибкой предположить, что Мурад Аджи воздает должное тенгрианству — исконной религии тюрков, которая была повсеместной в те времена, когда они правили миром.

После каждой встречи Мурада Аджи долго не отпускали: фотографировались, жали руку, задавали вопросы, просили автографы на его книгах и дарили другие книги — по истории Якутии.

Саха (Якутия). Апрель, 2007


Cтатья опубликована на сайте: www.SakhaLife.ru