ПИСЬМО О КОЛОКОЛЬНОМ ЗВОНЕ

Здравствуйте, Мурад Эскендерович!

Спасибо. Вы делаете большое дело — возвращаете чувство собственного достоинства целому народу! Может быть, вам будут интересны мои личные наблюдения.

Я долго жил и работал на Семипалатинском испытательном полигоне. Я представляю Сибирский центр колокольного искусства. В вашей книге меня заинтересовала информация о звоне колоколов при правлении хана Эрке. Мы изучаем историю колоколов и особенно в Сибири. Так же у нас есть Музей колоколов, ведется научная работа. Интересна любая информация, связанная с историей колоколов. Можете ли поделиться имеющейся у вас или хотя бы дать рекомендации, где можно ее можно найти?

С уважением,
Александр Владимирович Власов.
Новосибирск. Декабрь ,2012

Ответ Мурада Аджи

Здравствуйте, Александр Владимирович!

Мне приятны ваша оценка моих книг и то, что у них есть такие внимательные читатели, как вы. Для них я и работаю.

Вы задали очень интересный вопрос. Специально этой темой я не занимался, она была для меня фрагментом большого исследования, посвященного Великому переселению народов, зародившемуся на Древнем Алтае, в авангарде которого стояли тюрки. В своем исследовании я касался, в том числе, и происхождения предметов культуры, которые пришли на Евразийский континент с Великим переселением народов. К числу таких предметов относится и колокол.

Европа узнала о колоколе и технологии его изготовления от тюрков. Прошло уже почти пятнадцать лет, как вышла моя книга «Европа. Тюрки. Великая Степь», в которой есть строки, посвященные истории колокола (глава «Исчезнувшее наследие»). Его история неразрывно связана с распространением религии древних тюрков — тенгрианства, т. е. веры в Бога Небесного (Тенгри). Тему религиозной жизни Древнего Алтая я развил в книге «Тюрки и мир: сокровенная история»: там я подробнее пишу, как трансформировалась вера в Бога Небесного в разных регионах и в разные исторические эпохи.

Как известно, хан Эрке (Канерка) (так чеканилось имя Канишки на монетах) правил в начале II века (есть и другие датировки). Сведения о том, что колокольный звон был зна́ком той религиозной жизни, оставил нам Бар Дайсан, записавший в начале III века рассказ послов, прибывших в Сирию из Северной Индии (имеется в виду Кушанское царство). Эти записи вы можете найти в работе: Бонгард-Левин Г. М., Карпюк С. Г. «Буддизм в античной и раннехристианской литературе // Древняя Индия. Историко-культурные связи». М., 1982. Там описывается обитель саманеев (шраманов), которые приступают к молитве по звуку колокола.

Интересные сведения о шраманах оставил Бируни (Абу Рейхан Бируни. Индия. М., 1995): он называет их аш-шаманийа, а само слово, как отмечается в комментариях, является производным от слова “шаман”. Шраманы (или всё-таки шаманы) в Кушанском царстве не были простыми монахами и тем более буддистами в обычном смысле этого слова, это были священнослужители, «проводившие весь день в беседах о Боге Небесным». Любопытные подробности о них можно найти в работе: Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. СПб., 1985.

Кроме этих источников, я, разумеется, пользовался словарями: Христианство: Энциклопедический словарь (статья «Колокол»). Т. I. М., 1993; Мифологический словарь. М., 1991 (статья «Аботени»); Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIII. СПб., 1894 (статья «Индия»); Древнетюркский словарь. Л., 1969.

Некоторые интересные подробности я нашел в книге: Цыбиков Г. Ц. Буддист паломник у святынь Тибета. Петроград, 1919; а также в статьях: Альфонсо Н. «Предметы буддийского алтаря»; Ткачев В. «Культовая архитектура Монголии XVIXX веков// Декоративное искусство — Диалог истории и культуры. №1–2, 1995.»

Любопытным мне показался и факт, который я нашёл в дореволюционном издании Дм. Бакрадзе «Кавказ в древних памятниках христианства» (год выпуска отсутствует): сообщается, что в Эчмиадзине хранится колокол с Тибета с молитвенной надписью: «Ом, ом».

И всё же сейчас, по прошествии стольких лет, говоря об истории колокола, я бы обратил внимание на главное — на технологию. Изготовление колокольчика, украшавшего одежду, и отливка колокола — принципиально разные процессы. Чтобы отлить колокол, нужны особые знания (и сырье, разумеется).

По одной из версий, “чугун” (чуюн) на древнетюркском языке означает «певучий», а в Древнетюркском словаре еще присутствуют и слова “чогун” (из пламени, из жара) и “чунг” (колокол). Возникает вопрос: не связано ли и само слово с производством колоколов, точнее, с его технологией? Тем более, автор изобретения бронзового колокола известен из мифологии: это — Аботени, а по китайской версии — Хуан-ди, жизнь которых связана с Тибетом. Напомню, территория Древнего Алтая включала в себя и часть Тибета.

Технология, использующая чугун, — вот, что кажется мне самым главным в истории колокола. Тюрки изобрели свою технологию плавки железной руды и получения чугуна (она работает до сих пор). Говоря современным языком, это было их “ноу-хау”. Вместе с древними тюрками эта технология распространялась по свету, а с технологией — и колокола. Разумеется, все это было подчинено религии.

Еще раз спасибо вам за интересный вопрос.

С уважением,
Мурад Аджи.